8.85 / 10

UP Kibo: вершина mid EN B

Аппарат, приносящий в класс mid EN B отличную управляемость и динамику

01.09.2018

От UP всегда ожидаешь отличной управляемости и приятного характера. Даже когда речь идёт о технике высокого спортивного класса. Тем приятнее встретить всё тот же фирменный характер там, где комфорт и радость от использования крыла особенно важны — в сегменте mid EN B.

8.67 / 10

Конструкция


8 / 10

Свободные концы


Традиционно качественные, из узкой ленты, минималистичные, аккуратные и продуманные. И — увы — с традиционными кнопками для крепления клевант вместо магнитов. Причём кнопки настолько тугие, что застёгивать их получается далеко не с первого раза. Можно ещё слегка поругаться на отсутствие ручек на задних рядах для подруливания в полёте на акселераторе. Но в целом это отличные концы, на лучшем уровне из того, что вообще встречается на рынке.

9 / 10

Крыло


Это же UP! Что почти автоматически означает высокое качество поверхности, которое, в свою очередь, обеспечивается отличным качеством расчёта формы, кроя и пошива. Формой крыла Kibo сильно смахивает на своих «старших братьев» по линейке техники UP — те же задорно загнутые вверх «ушки» с довольной большой концевой хордой, та же форма в плане, и даже внутренняя структура крыла далеко не так проста, как это часто бывает в сегменте low EN B. Лески в передней кромке короткие и в основном облегчают наполнение крыла на старте. Количество секций вполне типичное для mid EN B — 49 штук, а вот удлинение довольно серьёзное (особенно для крыла 2016 года разработки) — 5,7. В целом конструкция воспринимается как хорошо сбалансированная, без излишних упрощений, но и с определённой амбицией. Масса крыла на удивление большая — около 6 кг, но в нашем случае это скорее плюс, чем минус — Kibo пошит из достаточно тяжёлых и ресурсных тканей, что обеспечивает повышенную долговечность даже при суровой эксплуатации.

9 / 10

Стропление


Довольно амбициозное: строп немного, зато очень много «безоплётки». Нижние ярусы, впрочем, оплёточные, но из очень тонкой дайнимы, которая по сечению практически отличается от типичных безоплёточных строп. Отличный компромисс для крыла, которое может подвергаться довольно грубой эксплуатации, но уже имеет довольно высокие амбиции в плане летучести. Строп немного — и по числу, и по суммарной длине, во многом из-за трёхрядной схемы стропления.


9 / 10

Старт, работа с крылом на земле


9 / 10

Работа с крылом на земле


UP узнаётся с первых секунд работы с крылом. Подъём великолепен — крыло уверенно, очень легко выходит в полётное положение и столь же уверенно останавливается над головой пилота, практически не требуя притормаживания клевантами. Kibo прекрасно слушается пилота, но в то же время прощает ошибки в виде грубой и/или несимметричной работы руками и корпусом — редко встречаемое сочетание свойств. О том, что это не совсем «новичковое» крыло, говорят только динамичное поведение крыла и чувствительность к действиям пилота, несколько избыточные для первоначального обучения. Положить крыло «ухом» на землю и поднять его обратно не составляет труда — естественно, при условии, что пилот уже достаточно уверенно работает корпусом и клевантами.

9 / 10

Взлёт


Все тестовые полёты проводились при буксировочном старте в ветер от слабого до умеренного. Kibo ожидаемо не доставил ни малейших проблем: во всех случаях стартовал уверенно, требуя лишь минимального контроля со стороны пилота, легко прощая ошибки в виде нечаянных кренов и почти «не замечая» бокового ветра. Хотя Kibo не относится к облегчённым крыльям, на старте он приятно их напоминает: потребные для старта усилия на A-рядах очень невелики, корпусом тоже можно работать спокойно, без особых усилий. Отрыв происходит быстро, аппарат не требует длительного разбега.


8.72 / 10

Полёт


9 / 10

Управляемость



9 / 10

Эффективность клевант

9 / 10

Точность клевант

9 / 10

Эффективность работы корпусом

Немногие производители решаются допускать отличный отклик на управление и высокую маневренность в класс EN B, тем более — в его среднюю часть. Но UP — как раз один из этих производителей! Управляемость Kibo, определённо, одна из его сильных сторон. Реакция на клеванты у этого крыла типична скорее для крыльев на один-два класса выше: мгновенная и очень точная. При этом клеванты практически не имеют люфта. Казалось бы, слишком «горячо» для mid EN B — но положение спасают плавное нарастание эффективности клевант по мере опускания рук вниз и достаточно большой ход клевант до срыва. В начале хода (15−20 см) Kibo завораживающе точен, но ещё не слишком остр в реакциях, но если хочется поострее — достаточно дать ещё 10−15 см клеванты, и реакция не заставит себя ждать! Удачная настройка клевант хорошо проявляет себя в слабых термиках: аппарат быстро «находит» нужный крен и чётко его удерживает, а при необходимости можно почти мгновенно заузить спираль. При энергичной работе клевантами случается даже, что Kibo слегка проворачивается относительно пилота — явление, нормальное для очень вёртких крыльев на один-два класса выше, но нетипичное для EN B.

Реакция на работу весом — тоже очень быстрая и нетипично острая для этого класса крыльев. Пожалуй, лучше всего это свойство Kibo проявилось на винговерах: неожиданно для себя с первой же попытки получил винговер больше 90 градусов, то-есть фактически косую петлю. Причём на такие крены Kibo выходит с одного-двух движений! Естественно, такие винговеры требуют очень амплитудной работы клевантами и корпусом — но для многих крыльев класса EN B такие манёвры попросту недоступны из-за намеренно «затупленных» производителями реакций на управление.

8.2 / 10

Комфорт и информативность



8 / 10

Демпфирование по тангажу

8 / 10

Демпфирование по крену

8 / 10

Информативность скорости

9 / 10

Информативность клевант

8 / 10

Информативность свободных концов

Информативность — ещё одна сильная черта Kibo, и удивительно, что при этом не пострадал комфорт. Рецепт, впрочем, хорошо известен: изменения воздушной скорости и нагрузки на клевантах происходят очень быстро, а движения по тангажу и крену — наоборот, имеют выраженное запаздывание. В целом Kibo ведёт себя динамично, но всё-таки сохраняет комфорт, типичный для low EN B. Несмотря на относительно высокое удлинение, в болтанку крыло остаётся монолитным, не извивается и не «машет ушами». Больше всего информации пилот получает из изменений воздушной скорости и нагрузок на клевантах, на подвеску информации приходит несколько меньше.

9 / 10

Динамика и энергоёмкость


Заметно выше среднего для «послешкольных» крыльев. Не настолько, чтобы доставлять проблемы пилотам из целевой группы — но достаточно, чтобы впечатлить даже опытного пилота. Традиционный способ «прощупать» динамику крыла — винговеры. Kibo выполняет их впечатляюще мощно, позволяя выйти на крены больше 90 градусов за одно-два движения и столь же амплитудно «играя» скоростью. Тангаж в процессе выхода из винговеров может доходить до 90 градусов, но никаких проблем это не создаёт — аппарат набирает очень много скорости и не разгружается, оставаясь понятным и подконтрольным пилоту. Интересно, что Kibo способен выполнять довольно мощный предпосадочный свуп, что редко встречается у послешкольных крыльев и более типично для аппаратов на один-два класса выше.

8.67 / 10

Летучесть



9 / 10

Аэродинамическое качество

9 / 10

Максимальная скорость

8 / 10

Минимальная скорость снижения

Отлично! От «послешкольных» крыльев, особенно простых, обычно не ждёшь высоких лётных характеристики. Но Kibo в целом оказывается заметно лучше, чем ожидаешь от послешкольного крыла. Причём особенно приятно, что «лучшесть» Kibo довольно разнообразна. Тут и способность слабо «сыпаться» в компактных термических виражах, и неожиданно высокая прибавка скорости на акселераторе (у меня она доходила до +13 км/ч, что очень хорошо даже для более продвинутых крыльев), и очень приличное аэродинамическое качество. В общем, Kibo — отнюдь не «дуболёт», а вполне серьёзный инструмент, при наличии минимальных знаний и умений позволяющий летать очень неплохие маршруты.


9 / 10

Опасные режимы полёта


10 / 10

Асимметричное сложение


Отлично. Как и положено почти школьному крылу, Kibo очень сильно сопротивляется попыткам его сложить, а если это всё-таки удаётся — то выходит из сложений практически мгновенно. Сложение обычно не развивается глубже 15−20% по хорде и выглядит несерьёзно даже на раскадровках, снятых с земли. Но добиться от Kibo более серьёзных сложений практически нереально. Курсовое отклонение не превышает 45 градусов, косой клевок практически отсутствует, потеря высоты — около 5 метров.

10 / 10

Фронтальное сложение


Мало чем отличается от асимметричного сложения — ну, разве что симметрией. Вызвать сложение физически тяжело, а выход при отпускании рядов происходит мгновенно. Потеря высоты и клевок получаются очень скромные по меркам класса EN B — менее 10 метров и 15−20 градусов соответственно.

8 / 10

Асимметричное сложение на акселераторе


Хорошо, но не отлично. Сказываются серьёзное для «послешкольника» удлинение и высокая максимальная скорость. В отличие от сложений на балансировочной скорости, режим протекает более типично — присутствуют выраженный косой клевок (примерно 30 градусов), а курсовое отклонение может составлять примерно 90 градусов. Раскрытие тоже более классическое — постепенное, волной от центроплана к «уху».

8 / 10

Подсрыв из термической спирали


Хорошо. Даже, пожалуй, хорошо с плюсом. Не отлично только потому, что аппарат всё-таки позволяет себя сорвать, что в классе low EN B встречается всё реже и реже. Ход внутренней по виражу руки для этого необходим практически предельный, опустить руку ещё ниже сможет только очень длиннорукий пилот. И то при условии, что его не остановит заметно нарастающее перед срывом усилие. Первой входит в срыв законцовка крыла, центроплан при этом ещё более-менее летит. Падение нагрузки на руку в начале срыва выражено хорошо, начало режима трудно не заметить. Интенсивность вращения нарастает плавно, у пилота есть примерно секунда на распознание режима и приотпускание внутренней клеванты. Выход — мгновенный, с очень небольшим клевком, не мешающим остаться в спирали.


UP в очередной раз порадовала очень интересным парапланом. На мой взгляд, сила Kibo — прежде всего в чётком соответствии философии класса EN B. Да, у этого аппарата всё отлично с управляемостью — но без излишеств, как, например, у Phi Symphony (EN A). Да, динамики довольно много — но опять-таки не настолько, чтобы это стало проблемой для типичного «послешкольного» пилота. При этом Kibo ещё и летает очень хорошо. При всей моей придирчивости мне сложно найти у этого крыла хоть один заметный недостаток. «Обвинить» Kibo можно разве что в том, что он не подойдёт пилотам, которым не хватает одновременно таланта и опыта. Порог вхождения для Kibo, на мой взгляд, достаточно высок — около 20−30 часов общего налёта. Управляемость и динамика, свойственные Kibo, требуют от пилота хотя бы минимального «чувства крыла» и готовности к энергичным манёврам. С пассивной безопасностью проблем нет — если пилот и умудрится довести Kibo до какого-либо опасного полётного режима (что очень сложно), аппарат выйдет в нормальный полёт практически моментально. Главное — не мешать!

Плюсы

  • Отличная управляемость
  • Неожиданно высокие лётные характеристики, особенно максимальная скорость

Особенности

  • Эффективность управления и динамика близки к пределу уместного для mid EN B

Благодарности

Благодарю Дарью Краснову и компанию UP за предоставление параплана на тесты.

Копирайт

  • Фото: И. Тарасова

Модель

Год2016
БрэндUP
СертификацияEN B
Позиционированиеmid EN B

Условия тестирования

Места полётовКончинка, Загорье
Подвесные системыNearbirds Genesis
Полётный вес, кг100

Технические данные

Площадь, кв. м.27
Удлинение5,7
Размах, м12,5
Площадь в проекции, кв. м.22,7
Удлинение в проекции4,1
Размах в проекции, м9,7
Число секций49
Число закрытых секций14
Арочность, %16
Высота стропления, м7
Суммарная длина строп, м278
Схема стропленияA2A'1B4C3
Полётный вес, кг85−110
Масса крыла, кг5
РазмерM

Материалы и компоненты

Верх, передняя кромкаPorcherSkytex 38 Universal
Верх (кроме передней кромки)PorcherSkytex 38 Universal
НизDominicoDOKDO 30 DMF (WR)
Нервюры (силовые)PorcherSkytex 40 Hard
Нервюры (несиловые)DominicoDOKDO 30 DMF (WR)
Стропы (верхний ярус)Liros / EdelridDC120 (Dyneema unsheathed) / 8000U-130/090/070 (Aramid unsheathed)
Стропы (средний ярус)Edelrid8000U-130 (Aramid unsheathed)
Стропы (нижний ярус)Edelrid7950−200/150 (Dyneema sheathed)
Стропы (рулевые)Cousin / Edelrid989−2,1 (Dyneema sheathed / 8000U-130 (Aramid unsheathed)

Ссылки

Kibo на сайте UP

8.85 / 10

UP Kibo: the heights of mid EN B

Bringing sweet handling and dynamic behavior in mid EN B class

2018−09−01

The well-expected UP handling, stability and comfort reveal themselves in mid EN B class.

8.67 / 10

Construction


8 / 10

Risers


The traditional UP quality is here! Minimalistic, nicely designed and well-made, Kibo’s risers may deserve only a single complain: the buttons instead of magnets for the brakes. In my case that buttons were so stiff that it was really difficult to buckle and to unbuckle them. It could also be a nice idea to plant a kind of handles for glider control at high speeds onto the rear risers, but it’s only a wish, not a complain.

9 / 10

Canopy


Despite of modest positioning, Kibo proudly presents the typical UP pedigree: high quality of computation and craftsmanship which results in a smooth surface, especially near the leading edge. Kibo’s planform is also very typical for UP gliders, with that specific, nice looking ears. The internal structure is way more advanced that you might expect in this market segment. The forward part of the canopy incorporates the already classical plastic rods which do not run deeply inside the chord, mainly simplifying the glider inflation and takeoff. The aspect ratio is rather high for such a glider: 5,7, however the number of cells remains reasonable (49). In general Kibo’s design appears to be well-balanced, bearing a certain ambition but staying within the reasonable for mid EN B class. With the mass of 6 kg, Kibo is definitively not a lightweight glider, but it’s rather an advantage because this high mass is caused by using the heavy and long-lasting materials ensuring the high resistance to heavy use.

9 / 10

Lines


Some ambition again! The total number of lines and their overall length are modest, and a lot of unsheated lines are present. It’s interesting that the low cascades are made of sheated lines but they are very thin, almost like the typical unsheated lines due to high quality pre-stretched dyneema. A perfect compromise for a glider which has a sporty mood but can undergo a heavy use.


9 / 10

Takeoff and groundhandling


9 / 10

Groundhandling


It’s typical UP feeling which appears from the very first seconds of groundhandling. The canopy easily comes overhead and stops in flight position demanding just a minimal brake input to keep it above the head. The control efficiency is high, but there’s plenty of space for possible errors like a dissymety in canopy position and/or pilot inputs. Kibo is, however, not a school wing because of (again!) high control efficiency and relatively dynamic behavior during takeoff.

9 / 10

Takeoff


All test flights swere made using winches in no wind to moderate wind conditions. In all cases Kibo was a joy to take off: technically simple, demanding minimal control, pardoning pilot mistakes and side wind. Despite the relatively high canopy weight, Kibo is almost similar to lightweight gliders during takeoff: the demanded effort on A risers is light, the same for the body work. The takeoff run is short.


8.72 / 10

Flight


9 / 10

Turn ability



9 / 10

Brakes efficiency

9 / 10

Brakes precision

9 / 10

Weight shift efficiency

There are no many paragliding brands accepting the high control efficiency and sharp reactions to pilot input in EM B class, especially in mid EN B. Fortunately, it’s just the case for UP! Kibo’s turn is definitely one of its strongest advantages. The reaction to brakes input is like we’re flying a good EN C glider: it’s sharp and comes in with no appreciable lag. There’s also no slack, the brakes are efficient wince the first centimeters of travel. All these things could appear too «hot» for a mid EN B wing, but Kibo is «foolproof» enough due to the high brakes travel and progressive increase in brakes efficiency. The brakes are very sharp but not extremely efficient at first 10−15 centimeters of travel, but there’s much more efficiency when using more brake (30 cm and more). This kind of brakres tuning is perfect for thermalling: it’s very easy to keep the glider in a steady spiral, but no problem again if you need to tighten the turn. Kibo may even experience some twist (10−15 degrees) when you roughly apply a lot of brake — a kind of behavior typical for agile EN C gliders but rare in EN B class.

The reactions to weight shift are also fast and sharp. The best way to feel them are wingovers: i got the bank angle over 90 degress from the first move! Of course a lot of brake input and weight shift was neede for this, but you cannot get such amplitudes using many of EN B gliders, even when trying to do it step by step, in many moves.

8.2 / 10

Comfort and feedback



8 / 10

Pitch dampening

8 / 10

Roll dampening

8 / 10

Airspeed feedback

9 / 10

Brakes feedback

8 / 10

Risers feedback

Feedback is another strong point for Kibo, fortunately without sacrificing the comfort. The recipe is classical: the changes of airspeed and brake effort come in almost instantly, but pitch and bank moves are soft and delayed. In general Kibo is a dynamic glider, but it still keeps the level of comfort normal for mid EN B. Despite of rather high AR the wing gives a «monobloc» feeling, it doesn’t wooble or snake, the airspeed changes and the brake efforts variations being the main «data transfer channels». The risers feedback is slightly less marked but still very present.

9 / 10

Energy retention


Clearly above average for a mid EN B. Still not a problem for target group but very impressive even if you’re an experienced pilot. Wingovers are very powerful, you may get over 90 degrees of roll in a couple of moves. The speed changes during wingovers are also very ample. Getting a 90-degrees pitch while exiting wingovers is a common situation for Kibo, but there’s no problem because Kibo accumulates lots of speed, and the leading edge remains well loaded. The whole maneuver is easy to initiate and to control. It’s interesting that Kibo can do very impressive landing swoops gently converting the excess of speed into a nice straight line flight.

8.67 / 10

Performance



9 / 10

Glide

9 / 10

Max speed

8 / 10

Min sink

Perfect for mid EN B! High performance is rarely the must in this class of gliders, but performance wise Kibo is clearly better than average again. And even better: Kibo excels in different aspects of performance. The speed gain in accelerated flight is impressive: up to 13 km/h, a good result even for more advanced wings. The thermal efficiency is very good, the sink rate remains reasonable even in tight spirals. The glide is also decent. In general Kibo is not just a «learning tool», it’s a good XC machine.


9 / 10

Dangerous flight regimes


10 / 10

Asymmetric collapse


Perfect! Kibo behaves as almostschool wing: it’s technically and physically difficult to induce a collapse, and it reopens instantly after it occurs. The collapse generally goes not deeper than 15−20% chordwise, and the opening is so fast that it’s difficult to examine all its phases even at video or continuos photo shooting. The course change is typically below 45 degrees, the surge is almost not present, he height loss is around 5 meters only.

10 / 10

Frontal collapse


Same as asymmetric collapse, except of symmetry ;) The same difficulties while inducing the collapse, the same almost-instant reopening. The forward surge during reopening is around 15−20 degrees, the height loss is below 10 meters.

8 / 10

Accelerated asymmetric collapse


Good. And very different from non-accelerated collapse, mainly because of relatively high speeds and elevated AR. The behaviour durring collapse and reopening is more classical: the collapse develops depply into chord, and the reopening is gradual from center to ear. The course change is around 90 degrees, the surge is also well marked, around 30 degrees.

8 / 10

Spin out of thermal turn


Good, but not perfect… because it’s just possible to perform this maneuver. Many of EN B gliders have too much brake travel and too much effort near the stall point making the spin almost impossible. But Kibo allows this trick, however it starts at a very long brake travel and with high brake effort. I suppose that it’s almost impossible to induce this maneuver occasionally, you need to insist a lot for getting in. The wingtip stalls the first, the center part of the wing still may continue to fly normally. The brake effort decreases well just before stall, it’s difficult to miss it. The regime develops in a smooth manner, you have around one second to recognize the regime and to rise the brakes for exiting back to spiral in a safe and comfortable manner.


UP did it again! Despite of being a glider from 2016, the Kibo is still very concurrent in its class. Kibo’s strongest point is its conformity to the EN B philosophy. Okay this glider has very efficient brakes, but still not above the reasonable for mid EN B (the Phi Symphony has more effective brakes which is strange for EN A label). Okay this glider has dynamic behavior, but again within the limits of admittable. And, wow, it has plenty of performance! The only restraint: this is not the glider for the very beginners. You need to have already some piloting skills to feel good while flying Kibo. I suppose that 30 hrs of airtime will be enough. It’s not a problem of passive safety — Kibo is a very safe and fair glider. Some skills are needed to use the Kibo at 100%… and to enjoy it at 100%!

Pros

  • High control efficiency
  • High general performance

Peculiarities

  • Control efficiency at the limit of allowable for mid EN B

Thanks

Many thanks for Daria Krasnova and UP for offering a glider for testing.

Copyright

  • Foto: I. Tarasova

Model

Year2016
BrandUP
HomologationEN B
Positioningmid EN B

Conditions

Flying sitesKonchinka, Zagorye (Russia)
Harnesses
Total flight weight, kg

Technical data

Flat area, sq. m.27
Flat A.R.5,7
Flat span, m12,5
Projected area, sq. m.22,7
Projected A.R.4,1
Projected span, m9,7
Cells, total49
Cells, closed14
Flattening, %16
Lines height, m7
Lines length, m278
Lines schemeA2A'1B4C3
Takeoff weight, kg85−110
Glider weight, kg5
SizeM

Materials and components

Upper surface, leading edgePorcherSkytex 38 Universal
Upper surface except leading edgePorcherSkytex 38 Universal
Bottom surfaceDominicoDOKDO 30 DMF (WR)
Ribs, supportedPorcherSkytex 40 Hard
Ribs, unsupportedDominicoDOKDO 30 DMF (WR)
Lines, upper cascadesLiros / EdelridDC120 (Dyneema unsheathed) / 8000U-130/090/070 (Aramid unsheathed)
Lines, middle cascadesEdelrid8000U-130 (Aramid unsheathed)
Lines, main (lower) cascadesEdelrid7950−200/150 (Dyneema sheathed)
Lines, brakesCousin / Edelrid989−2,1 (Dyneema sheathed / 8000U-130 (Aramid unsheathed)

Links

Kibo page at official UP website