8.5 / 10

NIviuk Artik 5: почти идеальный баланс

Яркий представитель класса mid EN C со многими достоинствами и некоторыми недостатками

15.07.2018

Больше динамики, больше управляемости, больше летучести! Наверное, примерно так выглядели цели Niviuk в начале работы над Artik 5. Достичь этих целей, определённо, удалось — но что у нас с побочными эффектами?..

9 / 10

Конструкция


9 / 10

Свободные концы


Концы — всегда объект постоянного и пристального внимания пилота. И если у тебя есть возможность увидеть только концы — всё равно по ним можно понять довольно много. И Нивиук не подвёл! «Нивиучные» концы были очень хороши ещё во времена легендарного Айспика Шестого, но с тех пор Нивиук сделал ещё один большой и уверенный шаг вперёд. Концы Артика Пятого по качеству изготовления и вниманию производителя к мелким деталям не уступают эдвансовским. Узкая 15-миллиметровая лента, приходящая на широкие и удобные основные петли, промаркированные разными цветами, чтобы не путать правый и левый свободные концы. Очень аккуратный пошив. Традиционная для Нивиука любовь к зелёному цвету — блочки акселератора теперь тоже зелёные! Проводка акселератора — из мягкой толстой дайнимы для снижения трения. Присутствует овердрайв, по умолчанию настроенный на 50%. Качественные крючья Браммеля. Очень приятные неопреновые ручки для подруливания задними рядами. Удобные клеванты с вертлюгами, но почему-то на кнопках — пожалуй, это единственное, к чему можно придраться. А в остальном — практически идеал!

9 / 10

Стропление


Безоплёточное по всем ярусам! Да, это достаточно серьёзный «градус» амбиции. Количество строп тоже намекает на серьёзную спортивную амбицию, заложенную в аппарат. Схема стропления: A2A'1B3C3. Места контакта строп нижнего яруса с коннекторами защищены коушами из оплётки, а петли достаточно велики, чтобы при желании можно было тонко настраивать крыло, накидывая на коннекторы дополнительные петли. Верхние ярусы стропления — как у самых амбициозных топ-крыльев, из предельно тонкой стропы, которая легко путается и цепляется.

9 / 10

Крыло



9 / 10

Качество изготовления

9 / 10

Качество поверхности

Красивое! Имею в виду прежде всего эстетику формы, а не раскраску (хотя и она у Нивиука вполне приятная). Амбиция, очевидная уже при взгляде на свободные концы, продолжается и в форме Артика Пятого. Нет, он не выглядит злым — скорее спортивным и динамичным. Более спортивным, чем предыдущие поколения Артиков. Довольно широкие «уши». Умеренная арочность. Великолепно выглаженные поверхности, особенно в районе «лба». Узенькие заборнички. Выраженный «акулий нос». Всё по-взрослому, но все намёки на спортивность — сдержанные, не выходящие за рамки приличий. Качество кроя и пошива… Ну о чём тут говорить, это же Нивиук!

Отдельного описания заслуживают усиления передней кромки. Нивиук был пионером применения нитинола (никель-титановый сплав с эффектом памяти) в конструкции парапланов, и это интересное техническое решение использовано и на Артике Пятом. Почему именно нитинол? Хотя бы потому, что в случае деформаций нитиноловые детали легко принимают исходную форму при изменении их температуры на 10 и более градусов Цельсия. До свидания, необратимо погнутые лески и сломанные карбоновые прутки! Казалось бы, металл в конструкции параплана должен заметно увеличивать вес конструкции — но нет, нитиноловые проволоки настолько тонкие, что Артик Пятый при всём желании не получается назвать тяжёлым: менее 5 кг в размере 26. Уложенный в концертину, Артик забавно пружинит — с лесками таких эффектов не наблюдается. Забегая вперёд, замечу, что нитинол влияет и на поведение крыла в воздухе.


8.5 / 10

Старт, поведение крыла на земле


9 / 10

Наземка


Отлично! Пожалуй, это самый приятный Нивиук из опробованных мной. Да и в сравнении с любым другим крылом любой другой фирмы Артик Пятый не бледнеет ни разу. Подъём — уверенный, спокойный, без избытка динамики. Тенденция «стрелять вперёд» появляется только при достаточно грубой работе передними рядами и корпусом (а также, замечу, при буксировочном старте в штиль с большой тягой). Аппарат реагирует на клеванты и работу корпусом великолепно, без избыточной остроты, но очень быстро и точно. Быстро возникает ощущение «спокойной силы», которую легко контролировать.

8 / 10

Старт


Сразу замечу, что все мои тестовые полёты были буксировочными, и в основном они производились в очень слабый ветер, что создало определённую специфику. Ещё до отрыва от земли Артик Пятый показывает себя довольно динамичным аппаратом, который не склонен к сильным клевкам — но всё-таки на них способен, если работать с ним достаточно грубо. Буксировочный старт в штиль с высокой тягой — как раз тот случай, когда динамика Артика способна себя проявить. Если сопротивляться тяге до последнего и начинать подъём крыла, когда лебёдка уже начинает сдёргивать пилота (а я люблю так стартовать в штиль) — то Артик выходит в полётное положение мгновенно, но для его удержания над головой может потребоваться короткая дача клевант процентов на 70 их полного хода. Если стартовать менее экстремально — проблем не будет, всё происходит заметно мягче.


8.48 / 10

Полёт



9 / 10

Глайд


Очень достойный уровень! Новый Артик уверенно претендует на конкуренцию с неплохо знакомой мне Advance Sigma 10 — одним из лидеров середины класса EN C. К сожалению, у меня не было полноценных параллельных полётов с другими современными EN C — но субъективно Артик Пятый имеет глайд, очень конкурентный для mid EN C. Причём это касается и полёта на акселераторе.

7.5 / 10

Полёт на акселераторе



8 / 10

Прирост скорости

7 / 10

Усилие и ход

Затрудняюсь с точной оценкой, потому что акселератор у этого Артика оказался хитрый. В зависимости от настроек овердрайва он либо очень длинноходный, либо очень тяжёлый. Летаю уже несколько лет с самодельной двухступенчатой педалью акселератора — её всегда хватало, чтобы выжать любой акселератор на 100%, не применяя каких-то особых настроек. Но не в случае с Артиком 5! Для этого аппарата желательна трёхступенчатая педаль — иначе полный ход акселератора может оказаться недоступен.

При штатных настройках подвески и спид-системы (овердрайв на 50%) у меня получалось выжать акселератор максимум процентов на 70, а после включения овердрайва усилие на акселераторе становилось большим до некомфортного. Пришлось сместить бусину овердрайва до упора вниз, увеличивая доступный мне ход акселератора ценой появления на педали максимального усилия с первых сантиметров её хода — весьма распространённая практика среди владельцев этого аппарата. В результате мне стал доступен ход акселератора примерно 80% от полного, хотя моим ногам это не очень понравилось. В дальнейшем пришлось открыть охоту на люфты в системе акселерации — и только после их полного устранения мне стали доступны заветные 100% хода акселератора.

А что у нас со скоростью? При максимальном ходе акселератора максимальный прирост скорости, измеренный трубкой Пито, составил вполне приличные 13 км/ч. Но цифра эта не очень точная, потому что на балансировочном режиме Артик мало устойчив по скорости, она постоянно «плавает» в пределах 2−3 км/ч. Интересно, что на максимальной скорости аппарат заметно «успокаивается», и скорость перестаёт «плясать». Глайд при использовании ходов акселератора примерно до 50% заметно не меняется, да и на бОльших скоростях разница по глайду с балансировочным режимом достаточно невелика.

9 / 10

Парение и скорость снижения


В прямом полёте скорость снижения не показалась рекордно низкой. Зато в спиралях Артик совершенно не склонен «сыпаться», демонстрируя очень небольшое снижение даже в компактных термических виражах. Да и вообще парить на этом аппарате мне понравилось. Впрочем, это больше касается информативности и управляемости.

8.5 / 10

Управляемость



9 / 10

Реакция на клеванты

8 / 10

Реакция на корпус

Очень хорошо! Пятый Артик — не самый «острый» в реакциях аппарат на рынке (эту роль убедительно играет Skywalk Cayenne 5), зато точность управления у этого Артика просто великолепна. Клеванты в заводских настройках практически не люфтят, и аппарат откликается на них практически мгновенно, очень приятно, точно, но без избытка резкости. Пожалуй, лучше всего управляемость Артика раскрывается в термиках. Есть ощущение, что этот аппарат долго и тщательно доводили именно под парение, причём в самых сложных и проблематичных потоках. Вираж Артика Пятого, как и вираж Сигмы 10, отличается некой особой «прозрачностью», отсутствием особенностей. Всё происходит именно так, как ожидаешь. Не надо привыкать к крылу, не надо его специально изучать — ты просто делаешь то, что тебе удобно делать, и Артик откликается на это именно так, как тебе бы этого хотелось. Взаимопонимание возникло с первой же термической спирали и в дальнейшем только усилилось. На работу корпусом Артик откликается чуть поспокойнее, чем на клеванты, но тоже очень быстро и точно.

8 / 10

Комфорт


В целом достаточно высокий для середины класса EN C, но не без особенностей. Не уверен, но похоже, что нитинол вместо лесок несколько меняет поведение крыла в болтанку. На выходе из потока по крылу от передней к задней кромке может внезапно пробежать очень быстрая, ярко выраженная волна разгрузки. Явление продолжается доли секунды, но оно достаточно необычное, не спутаешь ни с чем. Иногда выход из потока может сопровождаться очень ограниченным по амплитуде, но достаточно энергичным клевком. На входе в поток Артик ведёт себя достаточно спокойно, не склонен извиваться, но «помахать ушами» вполне может, что не очень часто встречается у аппаратов с таким удлинением. Стойкость к сложениям, судя по всему, достаточно велика — но субъективно аппарат воспринимается чуть менее жёстким, чем крылья с лесками внутри, видимо, всё из-за того же нитинола в передней кромке. Приятно, что на акселераторе поведение крыла становится даже более спокойным, чем на менее высоких скоростях. Демпфирование по всем осям у Артика в целом выше среднего, хотя аппарат вполне способен на мощные и амплитудные движения — если его хорошо об этом попросить.

8.33 / 10

Информативность



9 / 10

Информативность задних рядов

8 / 10

Информативность клевант

8 / 10

Информативность скорости

В целом — чуть выше среднего. Наиболее информативны, как ни удивительно, задние ряды — причём на разных режимах полёта, от скорости ниже балансировочной до 70% хода акселератора. Задние ряды у Артика нагружены несильно уже на балансировочной скорости, а по мере выжимания акселератора нагрузка плавно снижается. Поэтому любые изменения этой нагрузки — даже очень небольшие — воспринимаются пилотом очень чётко. Клеванты нагружены приятно, а нагрузки на них меняются во вполне обычных пределах, без эксцессов. Изменения воздушной скорости выражены чуть больше среднего, но происходят плавно и спокойно. Что же касается тангажа и крена — демпфирование настолько хорошее, что информативность этих «каналов передачи данных» невелика. Это не недостаток, просто особенность крыла (приятная, если рассуждать о комфорте).

9 / 10

Динамика и энергоёмкость



9 / 10

Динамика

9 / 10

Энергоёмкость

Явно выше среднего! Но опасаться нечего, ибо все переходные процессы происходят у Артика достаточно плавно. Традиционный способ оценить энергоёмкость и динамику — винговеры — очень понравились. Аппарат охотно уходит в очень амплитудную раскачку, но контролировать процесс достаточно легко.


8 / 10

Опасные режимы полёта


9 / 10

Асимметричное сложение


Отлично, но cложения и раскрытия не бывают одинаковыми. Развитие сложения и восстановление крыла могут происходить по двум возможным сценариям. Сценарий номер один — плавное раскрытие от центроплана к «уху», которое может продолжаться довольно долго, секция за секцией. Второй сценарий — очень динамичное, взрывообразное раскрытие сразу всей сложенной части крыла (такое поведение типично для некоторых нивиуковских двухрядок — например, для Icepeak 6). Интересно, что в обоих случаях косой клевок и курсовое отклонение имеют умеренную амплитуду — примерно 45 градусов и до 90 градусов соответственно. Потеря высоты тоже невелика — примерно 10 метров или меньше.

7 / 10

Фронтальное сложение


Хорошо. Не отлично из-за довольно выраженной склонности к парашютированию, которая возникает практически на каждом сложении. Впрочем, в таком поведении крыла есть и определённый плюс — отсутствие мощных клевков, которые возможны при более динамичном раскрытии. Сложившись, Артик тут же начинает раскрываться, но заметно уходит назад. После этого уже практически полностью раскрытое крыло крыло необычно плавно возвращается в положение над головой и на пару секунд остаётся там, успевая набрать заметную вертикальную скорость и потерять примерно метров 10 высоты. Затем независимо от действий пилота происходит небольшой разгонный клевок и восстановление нормального полётного режима. Весь процесс длится достаточно долго — несколько секунд — а потеря высоты получается довольно значительная, не меньше 15 метров. В плюсы, повторюсь, можно записать плавность протекания режима. В реальных условиях ожидать выраженного парашютирования можно только при сочетании нескольких неблагоприятных факторов — например, высокой влажности, низкой температуры и нарушения геометрии строп.

8 / 10

Подсрыв из термической спирали


Хорошо с плюсом. Ход клевант до срыва достаточно велик, усилие на приближении к срыву плавно нарастает… но сам момент срыва не очень легко диагностировать по падению нагрузки на руку, которое достаточно невелико. К счастью, режим развивается плавно, у пилота есть около секунды на распознание режима и выход из него. Клевок на выходе динамичный, но ограниченный по амплитуде, остаться в термической спирали не составляет труда.


8.5 / 10

Режимы быстрого спуска


8.5 / 10

Уши



9 / 10

Стабильность

8 / 10

Скорость снижения

Отлично (ну, почти). Складываются с умеренным усилием и остаются стабильными в довольно широком диапазоне хода рук с зажатыми в них внешними стропами A-рядов. Режим всё-таки может стать нестабильным, но только если специально подбирать ход рук. Эффективность умеренная, снижение получается около -2 м/с. С акселератором ситуация существенно не меняется, разве что снижение становится побольше.


Пятое поколение Артика в очередной раз переопределяет то, каким Нивиук видит аппарат середины класса EN C. Обновлённый Артик стал чуть более динамичным, подтянул летучесть к самому верху того, что ожидаешь в этой категории крыльев, но главное — обзавёлся совершенно новым виражом, который настолько интуитивен, понятен и «прозрачен», что поневоле вспоминаются крылья Advance. Порадовало и особое внимание к мелким деталям конструкции — концы, и раньше очень достойные, теперь одни из лучших на рынке. Но, как и любая техника, новый Артик имеет и некоторые шероховатости, которые не портят общее впечатление, а скорее придают ему индивидуальность. Возможность «взрывных» раскрытий на асимметричных сложениях и несколько замедленный (на грани парашютирования) выход из фронтальных сложений вполне соответствуют формальным требованиям и философии класса EN C — но и то, и другое раньше у Нивиука не встречалось.

Кому этот аппарат подойдёт лучше всего? Похоже, Нивиук старался «закрыть» новым Артиком максимально широкую аудиторию — и думаю, что это у Нивиука получилось. Артик Пятый достаточно универсален, чтобы радовать своего пилота и в мощных горных термиках, и в полёте против ветра на равнине (ну, если хватит сил и хода ног выжать акселератор на 100%). Минимальный потребный налёт — примерно от 50−70 часов на протяжении 2−3 лётных сезонов.

И всё-таки — понравился мне этот Артик или нет? Понравился! В обычных режимах, в обычных ситуациях, которые встречаются 99% всего полётного времени этот Артик очень приятен. Более приятен, чем Артик 4 — за вычетом проблем с акселератором. Самая сильная сторона этого крыла — парение, где Артик благодаря своему виражу и информативности сможет конкурировать даже с Кайенном Пятым. А если у пилота есть сильные ноги и качественно сделанная проводка акселератора — то Артик порадует ещё и прекрасным контролем с помощью задних рядов в полёте на высокой скорости.

Плюсы

  • Высокое качество изготовления, внимание к деталям
  • Очень приятный вираж
  • Высокие в целом лётные характеристики

Минусы

  • Очень тяжёлый или очень длинноходный акселератор (зависит от настроек овердрайва)

Особенности

  • Неодинаково протекающие асимметричные сложения с возможностью «взрывного» раскрытия
  • Выход из фронтальных сложений на грани парашютирования

Благодарности

Выражаю признательность Александру Леонову и Татьяне Носковой за предоставление крыла на тесты.

Копирайт

  • Фото: И. Тарасова, А. Тарасов

Модель

Год2017
БрэндNiviuk
СертификацияEN C
Позиционированиеmid EN C

Условия тестирования

Места полётовКончинка, Загорск
Подвесная системаNearbirds Genesis
Полётный вес100 кг

Технические данные

Площадь, кв. м.26,3
Удлинение6,3
Размах, м12,87
Площад в проекции, кв. м.22,37
Удлинение в проекции4,86
Размах в проекции, м10,43
Число секций66
Число закрытых секций14
Арочность, %15
Высота стропления, м7,85
Суммарная длина строп, м268
Схема стропленияA2A'1B3C3
Акселератор, мм160
Полётный вес, кг90−110
Масса крыла, кг5
Размер26

Материалы и компоненты

Верх, передняя кромкаPorcherS9017-E25
Верх (кроме передней кромки)PorcherS9017-E25
НизPorcherS70032-E3W
Нервюры (силовые)Porcher9017-E29
Стропы (верхний ярус)LirosDC40
Стропы (средний ярус)LirosDC60
Стропы (нижний ярус)Edelrid8000U
Стропы (рулевые)TeijinTNL-280
КонцыCousin3455
Ролики проводки акселератораRonstanRF25109

Ссылки

Artik 5 на сайте Niviuk

8.5 / 10

NIviuk Artik 5: the almost-ideal balance

The bright-tempered mid EN C having plenty of advantages and some weak points

2018−07−15

More dynamics, more control efficiency, more performance! It’s a possible wish list for the new Artik by Niviuk. And, for sure, Niviuk succeeded. But what about the side effects?..

9 / 10

Construction


9 / 10

Risers


Risers are the thing being a lot of time in the pilot’s eyesight. That’s why their appearance is so important. Niviuk really shines here since the Icepeak epoque, and it’s even getting better with the new Artik 5 risers having the top level quality, look and feel, comparable to Advance products. Thin webbing but wide main loops, different color codes for left and right risers, the quality of craftsmansip is well present. Niviuk always had passion for green things, so the Artik 5 has green speed system pulleys! The soft and low-friction dyneema line used in speed system bears an overdrive system with ajustable plastic ball, the factory overdrive setting being 50%. The brake handles are covered with neoprene but have buttons instead of magnets (it's the only possible complain). Really nice risers!

9 / 10

Lines


Highly ambitious: unsheated lines from bottom to top, the total length and cross section are really small for EN C glider. The overall quantity of low cascade lines is rather limited (A2A'1B3C3). The loops are sheated and big enough for fine-tunung the glider by making extra loops. The upper cascades are so thin that they easily tangle requiring some extra attention at takeoff.

9 / 10

Canopy



9 / 10

Build quality

9 / 10

Surface smoothness

Really nice! I mean the shape, the color design is a question of personal preferences but also pleasant for me. The wing shape bears the same (high) degree of ambition which is clearly appreciable if you’ll take a look at risers and lines. This glider’s look is not aggressive, it’s just sporty, more sporty than the previous Artik generations. Relatively flat arc. Wide ears. Narrow intakes. Well market shark nose. Very smooth surface at the front of the wing. Yes, it’s looking really sporty, but with no excess. The manufacturing quality is perfect (which is typical for Niviuk).

Artik’s leading edge deserves our special attention. Niviuk was the first paragliding manufacturer who used nitinol wires instead of plastic rods to reinforce the leading edge of its gliders, and this Artik also incorporates this interesting solution. Nitinol is a metal with memory effect: details made from nitinol can restore their shape after deformation and further temperature change of around 10 degress Celsium. Goodbye the broken carbon rods and bended soft plastic ones! It’s also interesting that, although stuffed with many meters of metal wire, this Artik is unexpetedly light: below 5 kg for size 26. Once packed into concertina bag, the Artik’s leading edge becomes very springy — a never-seen effect in case of more classical plastic rods. Later we will see that nitinol also gives some interesting effects in flight.


8.5 / 10

Takeoff and groundhandling


9 / 10

Groundhandling


Perfect! This Artik is one of the most pleasant Niviuk gliders i’ve tried to ground handle. And still very pleasant compared to any glider of mid EN C class. The glider rises calmly, with no excess of dynamics. The forward shoot is possible only if you try to «bruteforce» the rise (and is also well present when taking off using lots of winch thrust in no wind conditions). The glider reactions to brakes and weight shift during takeoff are nice, precise and fast, but not too sharp. A very specific feeling of easily controllable «calm force» quickly appears during all these games.

8 / 10

Takeoff


During this test i was always taking off using winches, generally in weak wind to no wind conditions, so it was rather specific. Artik reveals plenty of dynamics from the beginning of each takeoff, with no big surges if you handle it in the right way, with no brutality. The no wind takeoffs using winches is a real challenge in this case. In this kind of conditions i prefer to wait until the thrust becomes really high and to begin the takeoff having maximal thrust. In this case the Artik remains manageable but may require a short brake input of around 70% to prevent overshooting. Taking off with less thrust is more smooth.


8.48 / 10

Flight



9 / 10

Glide


Very concurrent in EN C class! I didn’t have a possibility to do long glides with Advance Sigma 10, but my purely subjective opinion is that Artik 5 has very similar overall performance level. This concerns also the accelerated flight.

7.5 / 10

Accelerated flight



8 / 10

Speed gain

7 / 10

Speed system effort and travel

Maybe the most ambiguous part of this test drive. The Artik’s speed system has one of the longest travels i’ve every met before. I’m using a homemade 2-step speed system pedal, and it was more than enough to fully engage any speed system of any glider during some years of my tests. But it’s not the case for Artik 5! This glider requires a 3-step pedal to reach the full speed system travel with the admittable level of effort. Or (as i did it) you should eliminate any slack in the speed system or even give it some pre-tension at 0% speed system travel.

With the overdrive at its default settings i couldn’t fully engage the speed system, the maximal travel i could reach was around 70%. And it was really hard to pull the last centimeters where the overdrive is fully engaged. Okay, let’s move the overdrive ball down the rope thus shortening the leg travel but getting more effort on the pedal — a common practice for experienced Artik 5 owners. With such a setting i could engage the speed system for more (around 80%), but ohhh my legs! It was really, really hard from the first centimeters. Later i managed to fine tune my speed system and got all the 100% of speed system travel.

And what about the speed gain? A decent +13 km/h at 100% of full speed system travel, not bad! Being honest, this number is far from being very precise because this Artik is not very stable at trim speed which has variations about 2−3 km/h even in relatively calm air. Another good thing: the glide is virtualy unchangeable up to 50% of speed system travel, and it doesn’t change dramatically even at higher speeds.

9 / 10

Soaring and sink rate


Maybe not the EN C class leader in straight flight, the Artik is impressively efficient while spiralling. This glider conserves a moderate sink rate even in very compact spirals. Soaring with Artik 5 gives very pleasant overall impressions, but it’s also releated to control efficiency and feedback provided by the glider.

8.5 / 10

Turn ability



9 / 10

Brakes efficiency

8 / 10

Weight shift efficiency

Nice and seet, the leading level for mid EN C class. The brakes are not ultra efficient (we have Skywalk Cayenne 5 for this!) but super precise. There’s no slack, the brakes are effective since the first centimeter of travel. The reaction to brake input comes in instantly, but it’s rather smooth, with no excess. The best way to taste Artik’s reactions is the thermal soaring. It appears that Niviuk invested a lot of time and effort in this finely tuned turn, still very efficient and easy event in tricky thermals. Like Advance Sigma 10, Artik has a very «transparent», very simple turn behavior with no peculiarities. You get just what you want and expect. There’s no need to adapt to this glider. You do what you want, the Artik does the rest, fitting to your inputs in a smooth and gentle manner. For me it was so from the very first thermal spiral, but it’s just a personal impression. The glider reaction to weight shift efficiency is a bit less pronounced but also very sharp and easy to understand.

8 / 10

Comfort


This Artik delivers a generally high level of comfort but also has some peculiarities in behavior. It appears that the nitinol wires (less rigid and more springy than plastic rods) make the glider react to turbulence in a specific manner. Leaving the thermal core may result in a short but very marked wave of discharge rushing from front to the trailing edge. Although lasting only some fractions of second, this wave is something very distinctive, even unique. Sometimes you may also experince a short but very powerful forward pitch in the same situation of leaving the core. Entering the core is much more calm, the Artik easily «punctures» the core with no marked pitch and snaking but some wobbling may occur time up to time (which is not typical for this kind of gliders but more or less common for many of Niviuk wings). The collapase resistance is objectively high but the leading edge is more «springy» than usual, most possibly because of that nitinol inside the leading edge. And if you want to calm the things down a bit, just push some speedbar! At the speeds slightly above the trim this Artik is more smooth and calm than at trim. Pitch dampening is above average, but if you want it, you will get it.

8.33 / 10

Feedback



9 / 10

Rear riser feedback

8 / 10

Brakes feedback

8 / 10

Airspeed feedback

Generally above average. The best feedback is proveded by rear risers, both at trim speed and in accelerated flight — mostly because of very light effort in rear handles which gets even lighter at high speeds. That’s why even the subtle variations of effort are clearly appreciable.

The brakes effort is very fine tuned, it’s comfortable whroughout the whole control range. The changes in brake effort are typical for mid EN C, with no excess. The airspeed feedback is above average, but the speed changes occur gently and calmly. Artik is very calm on both pitch and roll, you can get only a small feedback from these «data transfer channels». It’s not a drawback, just a peculiarity (and also one of the reasons of high comfort).

9 / 10

Dynamics and energy retention



9 / 10

Dynamics

9 / 10

Energy retention

Clearly above average! But there’s nothing to worry about since Artik is not too sharp in all its evolutions and transitional processes.

Явно выше среднего! Но опасаться нечего, ибо все переходные процессы происходят у Артика достаточно плавно. Традиционный способ оценить энергоёмкость и динамику — винговеры — очень понравились. Аппарат охотно уходит в очень амплитудную раскачку, но контролировать процесс достаточно легко.


8 / 10

Dangerous flight regimes


9 / 10

Asymmetric collapse


Almost excellent, but the collapse and recovery behavior is more or less random, following one of the possible scenarios. The first possible case is a gradual reopening going from center to ear, section by section, demanding some time to fully reopen. The second case in an «explosive», instant and total recovery of all the collapsed wing part. The Icepeak 6 pilots are very familiar with such a behavior. Both the surge and the course deviation are of very reasonable amplitude, around 45 and 90 degrees respectively. The heigh loss is also very moderate, around 10 meters or less.

7 / 10

Frontal collapse


Not perfect because of the tendency to enter the parachutal stall during reopening (although it can be treated as an advantage because there’s no violent forward surge during recovery). The reopening begins immediately after the collapse, but the canopy swings back at the same time, slowly coming back overhead in a fully reopened state already. Once overhead, the glider refuses to rebuild the horizontal airspeed during a couple of seconds which are enought to loose around 10 meters of height and to gain some vertical airspeed. After that the glider performs the well-expected forward surge of very modest amplitude and returns to normal flight. No pilot action is needed to recover, but it may take more time that you may expect (up to some seconds), and the height loss may be over 15 meters, above the typical values again. The advantage is that the recovery process is very smooth, and the developped parachutal stall after a frontal collapse may become possible only in a very unfavorable situation like the combination of high humidity, low temperature and prolems with lines geometry.

8 / 10

Spin out of thermal spiral


Good. The brake travel is reasonably long, the brake effort clearly increases before stall… but the beginning of stall is not very well marked by the drop of brake effort. Fortunately, the regime comes in slowly, you have at least one second to recognize it and to rise the internal brake before the thing will go rough. The exiting surge is rather dynamic but limited in amplitude, so you can stay in thermal spiral.


8.5 / 10

Quick descent techniques


8.5 / 10

Ears



9 / 10

Stability

8 / 10

Sink rate

Almost perfect. The effort on external A-lines is moderate, the regime is more or less stable if you keep the A-lines travel within certain limits. Getting out of these limits may lead to instability. The sink rate is moderate, around -2 m/s. Engaging the speed system gives the only effect of increasing the sink rate, the stability of regime remains the same as without speed system.


The fifth generation of Artik redefines (again) the Niviuk’s vision of mid EN C glider. The new Artik has got more dynamics and more performance which is now at the very top of mid EN C class. The new turn behaviour is also Artik’s strong point: it’s very «transparent», easy and intuitive (giving a clear parallel with Advance Sigma 10). The strongest point of this new Artik is its behaviour in thermals, easy and very efficient, making this Artik a strong contender even for Cayenne 5. The special attention for small details is still here: the risers which were already a perfectionist’s dream are even better now. But there’s no ideal glider, and this new Artik also have some imperfections which are rather creating some individuality than being a serious headache. The possibility of «explosive» recovery from asymmetric collapse but almost parachutal stall during recovery from frontal collapses are within the limits of admittable for mid EN C but it’s something new to Niviuk creations. The speed system is somewhat perplexing — it has a very long travel or a very high effort depending on the overdrive setting (with default settings you’ll probably meet both effects at different speed system travels).

What is the portrait of potential Artik 5 pilot? This glider meets a wide range of demands, it’s versatile enough to be easily adopted by many pilots. This Artik will positively impress both in strong mountain lifts and in upwind transitions above the windy flatlands (if You have the legs long and strong enough to fully engage the speed system). The minimal demanded airtime is around 50−70 hours during 2−3 flight seasons.

Some final words from myself. Personally i like this glider despite of its small drawbacks because it’s very pleasant during 99% of a typical flight. It’s definitely better than Artik 4 (mmm, i’m not talking now about their speed systems). Thanks Niviuk!

Pros

  • High manufacturing quality, special attention to small details
  • Perfect turn
  • Generally high performance level

Cons

  • The speed system is very long or very heavily loaded (depending on the overdrive setting)

Peculiarities

  • Random, sometimes «explosive» behavior during recovery from asymmetric collapses
  • The almost-parachutal stall during recovery from frontal collapses

Thanks

Special thanks to Alexander and Tatiana Leonov for offering the glider for tests.

Copyright

  • Foto: I. Tarasova, A. Tarasov

Model

Year2017
BrandNiviuk
HomologationEN C
Positioningmid EN C

Conditions

Flight sitesKonchinka, Zagorsk (winch towing)
Harnesses
Total flight weight100 kg

Technical data

Flat area, sq. m.26,3
Flat A.R.6,3
Flat span, m12,87
Projected area, sq. m.22,37
Projected A.R.4,86
Projected span, m10,43
Cells, total66
Cells, closed14
Flattening, %15
Lines height, m7,85
Lines length, m268
Lines schemeA2A'1B3C3
Accelerator travel, mm160
Takeoff weight, kg90−110
Glider weight, kg5
Size26

Materials and components

Upper surface, leading edgePorcherS9017-E25
Upper surface except leading edgePorcherS9017-E25
Bottom surfacePorcherS70032-E3W
Ribs, supportedPorcher9017-E29
Lines, upper cascadesLirosDC40
Lines, middle cascadesLirosDC60
Lines, main (lower) cascadesEdelrid8000U
Lines, brakesTeijinTNL-280
Risers, webbingCousin3455
Risers, pulleysRonstanRF25109

Links

Artik 5 at Niviuk website